Вихри времени художницы Эльзы Нафиковой

Удивительно когда художник и его картины совпадают по визуальному ощущению – вот примерно так я думала, фотографируя Эльзу Нафикову на открытии её выставки в особняке Чижова.

Яркая, эффектная, тонкая и тщательная, увидев её туфельки, отметила – что таким женщинам, которые на выставку и в театр носят туфли, нужно посвящать эклоги. Это такая редкость по нашим расслабленно-демократичным и пессимистичным временам. Ну для кого это, ну зачем это. Но создание образа – это часть искусства. А живописным искусством Эльза, выпускница уфимского худграфа, владеет виртуозно. Её технические пристрастия многообразны – графика, тушь, гуашь, акрил, масло.

Удивительным образом от взрыва цвета («Весна», «Весенний ветер», «Многоэтажка», «Поцелуй», «Вертолет») в одних работах Эльза переходит с строгой сухой лаконичности («Гости» 1,2,3,4, «Процесс» 1,2,3) в других или драматичной контрастности («Пространство времени» 1,2,3) в третьих. Эльза сказала, что сама удивляется – почему взяла ту или иную краску, это процесс пребывания в потоке энергии, которая для неё осязаема. Художница видит энергию, и время она может охарактеризовать как одно из проявлений энергии.

Я, разумеется, очаровалось фиолетовыми сполохами «Поцелуя» и, немедля, притянула туда фотографироваться девочку в сиреневом пиджаке – это оказалась дочь Эльзы Нафиковой. Краем уха я ещё слышала, как куратор выставки спрашивала маму Эльзы: «Как вы относитесь к абстрактным работам дочери?». Мама мудро промолчала. Зато я, поразглядывав картины, в некоторых находила зацепку – например, в «Памяти» есть звездочка, коленопреклоненная фигура, самолеты, взрывы, или в «Лабиринтах времени» просматривается лабиринт.

Но квартет картин под названием «Гости» поставил меня в тупик – ни лиц, ни абрисов фигур не обнаружила. Не выдержала и спросила художницу об этом. А она, лукавый психолог, ответила – эти гости инопланетяне. Вот такие загадки ксенологии – ищи теперь следы кремниевых или фтороводородных организмов, описанных Иваном Ефремовым в «Сердце змеи». Сказав про Эльзу – лукавый психолог, я попала в точку, ведь второе высшее образование Эльзы Нафиковой психология. И, как практикующий психолог, помогает людям бороться со страхами и преодолевать зажимы. Я думаю, это у неё хорошо получается, ибо в искусстве она уже преодолела сопротивление формы и материалов и перешла к чистому полету мысли. К тому же в ней органично уживаются две профессии и питают друг друга: «Работая как психотерапевт, я наблюдаю, как иногда удаётся что-то изменить в прошлом. И это тоже дало мне толчок к размышлениям – что такое время».

Выставка называется «Пространство времени» – сама художница объясняет: «Мы, проживая свою жизнь, двигаемся через пространство. Время неизмеримая и неощущаемая часть мироздания. Мы видим только изменения, произошедшие в людях и в мире. Работы, представленные на выставке, отражают моё восприятие хода времени, его одновременной осязаемости и неотвратимости. Они сделаны в период с 2016 по 2022 годы. Это попытка поймать текучесть и полноту времени».

Выставка расположена на втором этаже библиотеки Заки Валиди, в том здании, что по ул. Октябрьской революции 10, и продлится до 10 апреля.